Непал: Школа брахманов

В октябре 2019 года в издательстве Polako Publishing / Up Print вышла книга фотоисторий Дмитрия Беркута «Под солнцем Азии». Журнал «Линия полета» публикует самые интересные и захватывающие из них. Отправляемся в Непал!

В небольшой каморке, на металлической кровати, застеленной цветастым покрывалом, я лежу и напряженно прислушиваюсь к шуршащим где-то совсем рядом, за картонной перегородкой, крысам. Несмотря на то, что последние дни вставать приходилось в четыре утра, уснуть с такими соседями практически невозможно. Прикрыв глаза, просто жду наступления утра.

Это Джагат Гуру, закрытая непальская школа для детей брахманов. Их привозят сюда со всех уголков Непала, и несмотря на внешний аскетичный вид, ученики в основном из достаточно богатых семей. Привел меня сюда мой фиксер в Катманду – Кришна. Поначалу он долго возил меня по каким-то гаражам и мастерским, пытаясь понять, что именно я хочу увидеть, но потом вдруг Кришну осенило, и мы оказались здесь. Он поговорил с директором, и буквально в пять минут было решено оставить меня пожить прямо в школе – «на недельку, если не сбежит».

В дверь легонько постучали. Я посмотрел на часы – четыре утра. Вошел мальчишка лет десяти и молча кивнул головой в сторону выхода. Вскочив с кровати и прихватив фотокамеру, я поспешил за ним в густую темноту двора.

В аскетичного вида комнате, под одеялами, на кроватях, с книгами в руках, сидели еще толком не проснувшиеся пацаны и, вероятно, большей частью по памяти, нараспев, читали текст на санскрите. В какой-то момент они встали и двинулись на улицу, там

подключили шланг к водопроводному крану и начали поливать друг друга ледяной водой. Я поежился: холод непальских ночей вызывал не очень приятные ощущения. Постепенно начали подходить ученики из других комнат, и на прилегающей к двору веранде уже собралось порядка пятидесяти человек. Рассевшись рядком, ученики наносили на себя священный макияж – совсем как индейцы боевую раскраску. Подобные ритуалы вперемешку с обычными общеобразовательными занятиями проходили в школе каждый день – с самого раннего утра и до поздней ночи.

Вошел учитель – парень лет двадцати пяти, с клетчатым платком, обмотанным вокруг шеи. Он сказал пару фраз на непали, и все тут же расселись рядами. Началась первая утренняя церемония.

– Оммм, – пацаны все как один изменились в лице и начали производить замысловатые жесты руками, проговаривая резкие фразы на непонятном древнем языке. – Омм намах, Оммм, – дальше шли совсем незнакомые мантры, резавшие слух, но цеплявшие какие-то неведомые струнки внутри.

Воздух уплотнился до густоты молока священной коровы, и я завис, глядя на загогулину, нарисованную на носу одного из мальчишек.

– Омм намах шиваййя… – резкие фразы вводят меня в транс, но я хочу все видеть и чувствовать, поэтому внутренне сопротивляюсь. Это не помогает, происходящее крайне сюрреалистично, а разум мой слишком слаб, чтобы что-то изменить. Да и нужно ли это? Что менять, да и зачем? Внезапно я решаю отпустить себя и проваливаюсь в пустоту. И тут все становится предельно ясно. Я – то же сознание, из которого состоит окружающая меня комната с читающими мантры ребятами. Я смотрю на себя, слушаю себя, чувствую себя, фотографирую себя. Вода, смешанная с водой. Ничего не происходит. Я просто персонаж космического сна и свободен делать все, что заблагорассудится, или вовсе ничего не делать. Не имеет никакого значения, какой я, как живу, одинок или с друзьями, весел или в депрессии, есть у меня деньги или как обычно, что я думаю, во что верю, что чувствую, еду куда-то или сижу на одном месте, жив или мертв. Абсолютно ничего не имеет никакого значения.

Кроме силы любви.

Я сижу рядом с ними, глупо улыбаясь, а по щекам текут слезы.

Ритуал закончился, маленькие брахманы ржут, глядя на мое безумное лицо. Занавес. Идем завтракать.

Больше историй в книге Дмитрия Беркута «Под солнцем Азии»
Instagram
Facebook