Россия для любителей истории

Средневековые крепости, памятники Византии, древности восточной культуры – все это тоже можно увидеть в России. С хорошей логистикой, аутентичной кухней и специальными детскими программами. А особые любители истории могут даже поучаствовать в реконструкциях настоящих сражений, на которые съезжаются гости из многих европейских стран. «Линия полета» представляет пятерку российских городов, которые удивят древностями.

Текст: Владислав Букин

К рыцарям круглого стола

Единственный в стране памятник средневекового военного зодчества находится в городе Выборг, в 174 километрах от Санкт-Петербурга. Основан он был в 1293 году во время третьего крестового похода на Карельскую землю. Стоит Выборгский замок на острове, по периметру которого возведена крепостная стена. В центре возвышается четырехугольная каменная башня, которая получила имя Святого Олафа в честь короля Олафа II Харальдсона, утвердившего христианство в Норвегии.

Сооружение неоднократно перестраивалось. Самая масштабная реконструкция прошла в середине XVI века по приказу шведского короля Густава I Ваза. Что интересно, во время трех войн XX века замок почти не пострадал.

С 2017 года в Выборгском замке идет реставрация. По планам, ее должны завершить в 2020-2021 годах, но работы на острове, вероятно, продолжатся до 2026 года. Тем не менее впечатление о замке можно получить! К тому же рядом с Выборгском замком есть и другие интересные объекты: это и Часовая башня – часть Кафедрального собора XVI века, и Круглая башня – часть фортификационных сооружений XVI века, и знаменитый парк Монрепо. Центр города украшает старинная брусчатка, дома в стиле северного модерна.

Добраться до Выборга проще всего на «Ласточке», которая отправляется с Финляндского вокзала. Билет будет стоить около 300 рублей, а путь займет час с небольшим. Автобус будет стоить дешевле, но время поездки увеличится до двух часов. Аналогично и с личным автотранспортом. Добраться до Выборга можно из Петербурга по трассе «Скандинавия», но в вечернее время и в выходные на дороге могут быть пробки. Это одно из популярных дачных и загородных направлений.

Поговорить с древнегреческим философом

За памятниками античности стоит ехать в Крым. В Древней Греции полуостров был известен как Таврика, от названия племени тавров, которые населяли южную часть Крыма. В первой половине V века до н.э. в Таврике возникли два самостоятельных государства: Херсонес Таврический (сегодня Севастополь), в состав которого входили земли западного Крыма, и Боспорское государство со столицей в Пантикапее (сегодня Керчь). Тогда же в Крыму появились десятки греческих поселений. В I веке до н.э. Крым перешел под контроль Римской империи, а затем Византии.

Вместе с греческой культурой на полуостров пришло кораблестроение, искусство выращивать оливковые деревья и виноградную лозу, создавать храмы, стадионы и театры.

Оценить то, как жили древние греки, можно посетив столицы древних государств – Херсонес Таврический и Пантикапей. И там, и там осталось множество живых памятников античной и византийской культуры, в обоих городах есть тематические музеи. Сохранность сооружений, в отличие от многих европейских стран, очень высокая.

Расстояние между двумя городами 287 км, но по пути из Севастополя в Керчь можно заодно осмотреть массу интересных памятников и насладиться природой Южного берега Крыма. От Симферополя, где расположен аэропорт, до Севастополя можно доехать на электричке. Расстояние в 80 км поезд преодолевает за два часа. Немного дольше идет автобус. По стоимости оба вида транспорта примерно схожи, проезд обойдется с 110 рублей. Из Севастополя в Керчь железнодорожного сообщения нет, добраться можно только на автобусе или на маршрутном такси. Время на дорогу займет около пяти часов.

За тайнами древнего Востока

Памятников восточной архитектуры в России много. Но своей необычностью и красотой среди них выделяется город Дербент с крепостью Нырын-Кала. Это прекрасно сохранившаяся часть некогда масштабной оборонительной системы, которая защищала народы Закавказья от нашествий кочевников.

Крепость Нырын-Кала, в сегодняшнем ее виде, была построена еще персами в VI веке по приказу правителя Хосрова I Ануширвана, а уже в 735 году город Дербент стал частью арабского халифата и был основным исламским центром на Кавказе. С тех времен в городе функционирует и старейшая на территории всей СНГ мечеть Джума-мечеть. Каждая эпоха оставляла свой след в планировке и архитектуре города. Горы, узкие городские улочки, берег Каспийского моря отлично дополняют древние стены крепости.

К сожалению, в Дербенте нет аэропорта, зато есть железная дорога, поэтому добраться до города можно на поезде из любой точки страны. Из популярных центров туризма Кавказа – Минеральных Вод или Пятигорска – можно доехать на автобусе. Но путь займет от 12 часов, а билет в один конец будет стоить более 1500 рублей.

В гости к предкам

Чтобы оценить все памятники Древней Руси в европейской части России нужны месяцы поездок. Но первое впечатление можно получить в одном городе, который к тому же очень удачно расположен между двумя столицами страны. Речь идет о Великом Новгороде, одном из центров Киевской Руси. В свое время Великий Новгород, хотя и платил дань Орде, но избежал набегов кочевников. И хотя город серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, здесь сохранились уникальные памятники домонгольского периода.

В Новгороде располагается один из самых древнейших храмов России – Софийский собор. Строили его в 1045-1050 годах по приказу Ярослава Мудрого. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице 1374 года сохранились фрески кисти Феофана Грека – это одно из немногих мест, где можно увидеть работу великого русского и византийского иконописца. В городе можно встретить не только церкви, построенные в византийском или неовизантийском стиле, есть сооружения романского и даже готического стилей. Причем все сооружения XII-XV веков в отличном состоянии, большая часть из них действующие церкви и монастыри.

В городе есть железнодорожный вокзал (кстати, тоже довольно красивый), тем не менее из Москвы сюда ходит только один поезд в сутки и не самый удобный. Гораздо быстрее из столицы можно добраться с пересадкой. Сначала воспользоваться «Сапсаном» и доехать до станции «Чудово», где пересесть на «Ласточку» и доехать уже до Новгорода. Общее время в пути составит 4,5 часа.

Из Петербурга доехать до Великого Новгорода проще. Несколько раз в день из Северной столицы ходят «Ласточки», которые менее чем за три часа доставят вас до пункта назначения. Стоимость билета – 600 рублей с человека в один конец.

В пещерные города

И еще одна локация с древними памятниками в Крыму. История появления пещерных городов в Крыму заслуживает отдельной монографии. Здесь отметились и хазары, и готы, и армяне, и караимы, уже не говоря об отдельных царствах и княжествах. Сооружения неоднократно захватывались, перестраивались, образуя немыслимое сочетание различных культур.

Тем не менее все средневековые пещерные города в регионе были построены в V–X веках на плоских массивах Внутренней гряды Крымских гор. На самом деле название «пещерные города» весьма условное, потому как высеченные в скалах помещения сочетались и с традиционной наземной застройкой. Наиболее популярные у туристов крепости: Чуфут-Кале близ города Бахчисарай, столица княжества Феодора в Бахчисарайском районе Мангуп-Кале и Эски-Кермен в пяти километрах от Бахчисарая. У всех своя история, везде свои легенды.

Все сооружения расположены весьма компактно, но осмотреть все одним днем вряд ли получится. Даже если планируете пользоваться услугами автоперевозчиков (а, например, в Чуфут-Кале их в изобилии), тем не менее подниматься в гору надо. Да и сами постройки внутри пещерных городов расположены в отдалении друг от друга. Поэтому на осмотр лучше закладывать побольше времени.

Начинать осмотр пещерных городов проще всего из Бахчисарая. Добраться до города можно или на электричке (путь займет час с небольшим) или на маршрутном такси. В самом городе есть масса перевозчиков, которые предлагают туристические программы на любой вкус. Добраться на личном автотранспорте еще проще и намного дешевле. Подъезд и стоянки у всех пещерных городов есть, подъем идет по оборудованным тропам, везде стоят информационные щиты.